В каждом городе есть свой ЦУМ: центральный, главный, большой магазин. Универмаги – наследие советской эпохи с её централизованной формой торгового снабжения, и сегодня они превращаются в современные торгово-развлекательные центры.
ЦУМ Сочи недавно отметил свой полувековой юбилей. Это здание с историей и со многими тайнами, неоднозначными фактами, жизненными перипетиями.
Сочинский ЦУМ: такой привычный и такой величественный, каким он был в прошлом? Кто его построил, как работали люди в этих стенах, какое значение имел этот проект для жизни советского курорта? Найти ответы на все эти и многие другие вопросы нам помогли архивные документы, свидетельства очевидцев и рассказы старейших работников Универмага.
Самым ёмким, достоверным и исторически интересным документом о зарождении торговой системы в Сочи можно считать «Летопись» М. Керимовой. Планомерно, из года в год от 1953 до 1968 гг. автор отслеживает динамику развития советского Торга и Центральному Универмагу в увесистом фолианте полувековой давности отводится немало места. Проследим вместе с автором и мы историю сочинского ЦУМа, двигаясь от года к году, от факта к факту, потому что: «Нельзя правильно оценить настоящее и определить будущее, не вспомнив прошлого» (М. Керимова).
В 1953 году общее количество работающих в торге составляло всего 260 человек. И уже тогда у города был свой Универмаг – одноэтажный магазин в Октябрьском сквере со штатом в 17 человек. Среди горожан и гостей города он был известен как «магазин, где крутятся двери». Как отмечает автор, «двери действительно были вращающимися, но вряд ли это создавало кому-нибудь удобства».
Следующее упоминание о ЦУМе относится к 1957 году. В финансовых сводках значится, что в строительство Универмага вложено 12 тысяч рублей при общих капиталовложениях в 21,8 тыс. рублей за год.
В 1958 году в строительство Универмага было инвестировано уже 98 тысяч рублей, подрядчики работают более активно. Торговая сеть как по количеству предприятий, так и по рабочим местам увеличилась почти вдвое. Но, несмотря на это, большинство магазинов небольшие – по 2-3 рабочих места. «Городу нужен универмаг, очень нужен! – пишет автор летописи. – В маленьких магазинах трудно представить для выбора покупателям огромный ассортимент товаров, который производит теперь промышленность».
1959 год. Здание Универмага уже построено. Его открытия ждут все. Но впереди ещё самое главное – отделочные работы.
1960 год – год большого строительства и больших затруднений. М. Керимова рассказывает, что тогда их нового управляющего И.Ф. Болдырева в шутку прозвали «Иван-строитель». И это было правдой, всерьёз. Именно в 1960 году за счёт государственных инвестиций в размере 103,5 тыс. рублей завершается строительство здания Универмага. Графиком запуск объекта утверждён на следующий год. Однако на данном этапе возникают трудности с оборудованием, поскольку за пять лет, которые прошли с момента изготовления проекта, в торговле произошли масштабные изменения и предполагаемое к установке оборудование попросту устарело. Необходимо срочно перепроектировать, изготовить и установить новейшее торговое оборудование!
В 1961 году вопрос с торговым оборудованием для ЦУМа так и остаётся открытым. Красивое здание, архитектурным решением которого было создание перевеса площади, прилегающей к сочинскому ж/д вокзалу, полностью готово. Но изготовить оборудование подрядчика не находится. Затянувшееся строительство Универмага не раз было предметом критических выступлений городских СМИ. Управляющий принимает смелое решение – поручить производство оборудования мастерам собственной стройгруппы. На эти цели были получены средства и фонд зарплаты от главка.
В 1962 году открытие ЦУМа становится важнейшей задачей для сочинского Торга.
Универмаг уже готов, заканчивают последние работы художники-оформители, и 16 января ЦУМ распахивает свои двери покупателям. Директором Универмага назначена Ольга Фёдоровна Акопова. Заместителем – Анна Георгиевна Токарь. Всего в Универмаге 48 рабочих мест, в перспективе – более ста. Подобрать такой штат – дело не из лёгких, особенно учитывая, что это крупное предприятие и оно должно быть образцовым не только по оформлению, но и по качеству обслуживания.
В это же время на реконструкцию закрывается магазин №1 «Одежда» и в Универмаг переходят почти все его работники, что несколько облегчает задачу. Имена первых работников ЦУМа навсегда войдут в его историю: Р.Зайцева, В.Бакаева, Л.Карелова, Ю.Степаненко, Л.С. Пеливонян, Э.С. Морданева, Л.Л. Четверикова, Т.С. Косоусова и др. Для Универмага отбираются лучшие работники по всем сочинским магазинам. Организовано три отдела: «Обувь-ткани», «Галантерея-парфюмерия», «Одежда и трикотаж».
На первом этаже ЦУМа расположились секции обуви, тканей, галантереи, парфюмерии, головных уборов. На втором – одежда и трикотаж. Как долго ждали открытия Универмага! И вот он открыт!
Выручка первого дня торговли составляет более 32 тысяч рублей, в последующие дни выручка нарастает и ЦУМ прочно занимает ведущее место по товарообороту в городе. «Здесь уже хотят купить обновки и жители окраин города, потому что есть выбор! Костюм – это вещь надолго и за ним поедешь и подальше от дома, лишь бы подобрать по вкусу», - пишет Керимова. ЦУМ получает лучшее товароснабжение, переводится на полный хозрасчёт и вскоре занимает уже около 15% оборота всего сочинского Торга.
В 1963 году новый ЦУМ набирает обороты. Его работники награждаются знаками отличия, к концу года Универмаг подходит с лучшими экономическими показателями.
Подводя итоги своей 15-летней летописи, автор Керимова М. отмечает колоссальную роль Универмага в развитии торговли в Сочи: 17% доля товарооборота принадлежит именно ЦУМу, что в денежном эквиваленте составило 58 млн. рублей. Начинается эра расцвета Универмага, которая будет продолжаться вплоть до перестроечных времён.
ЦУМ – настоящий гигант сочинской советской торговли. Спроектированное «Гипроторгом» (ныне ОАО «Кубаньпроект») здание получилось впечатляющим: огромные арочные окна, светлые фасады, просторные площади и характерный архитектурный стиль советской эпохи. Прошло уже столько лет, но и сейчас ЦУМ выглядит интересно и презентабельно в окружении стекла и бетона современных построек. Но он действительно устарел, нуждается во внимании и обновлении. Централизованной торговли больше нет, нас окружает изобилие выбора и былое величие главного магазина курорта уже померкло. Планировался даже снос существующего здания – в 2008 году Объединённая Промышленная Корпорация из столицы всерьёз рассматривала перспективу сноса здания ЦУМа с последующей постройкой на его месте торгового центра в 22 тыс. кв. м.
Впоследствии здание было решено оставить. И это правильно. Потому что наш ЦУМ – это нечто особенное для каждого жителя города. Сохранить его таким, каким его создало для нас предыдущее поколение и возродить былую популярность Универмага как знакового, привлекательного места не только для покупок, но и для отдыха – задача не простая. Но она выполнима при грамотном подходе и поддержке тех, для кого всё это делается.
Множество людей приложили усилия к тому, чтобы ЦУМ стал таким, каким его запомнили все сочинцы и многочисленные гости города, таким, каким мы его видим сейчас. Руководство ЦУМа поддерживает связь с теми, кто долгие годы работал в Универмаге. И люди, для которых ЦУМ стал важной частью прошлого, неотъемлемым этапом жизни, поддерживают идею его развития. Старейший работник ЦУМа, Дарья Венидиктовна Дубенко, высоко оценила идею реконцепции Универмага. Положительную оценку высказывает и широкая общественность. Конечно, как и любые масштабные изменения, проект не обходится без критики. Но в споре рождается истина. Время всё расставит на свои места. Главное – бережно сохранить столь знаковый для Сочи объект, дав ему шанс на перспективное будущее.